Моисеенко Евсей Евсеевич

Моисеенко Евсей Евсеевич (15.8.1916, г. п. Уваровичи Буда-Кошелевского р-на Гомел. обл. — 29.11.1988, г. Санкт-Петербург), живописец.

Биография:

Е. Е. Моисеенко — художник большого дарования и сложной судьбы. Пятнадцатилетним подростком отправляется он из глухого белорусского села в Москву, где в 1931 г. поступает в Художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. Училище давало возможность пройти производственную практику в известных центрах русского народного творчества — селах Жостово, Федоскино, Палех.

Не преувеличивая значения этого начального этапа художественного образования, нельзя, однако, не заметить влияния, оказанного народным искусством на дальнейшее творчество художника. Не здесь ли скрыты истоки зрелого живописного стиля Моисеенко — его свободной темпераментной манеры, отказа от правильного академического рисунка, включения в палитру тяжелого черного цвета?

Окончив училище, Моисеенко весной 1936 г. приезжает в Ленинград и поступает на живописный факультет ИЖСА. Здесь ему посчастливилось учиться у А. А. Осмеркина, художника высокой профессиональной культуры, сильного темперамента, понимавшего и ценившего народное искусство. Так что усвоенные Моисеенко ранее навыки получили новый импульс к развитию.

Занятия прервала война: 5 июля 1941 г. Моисеенко ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 г. находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. Когда узники были освобождены союзными войсками, юношу по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе.

После демобилизации в ноябре 1945 г. возвратился в институт и в 1947 г. блестяще его закончил, представив в качестве дипломной работы картину «Генерал Доватор». И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз советских художников, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно.

С 1956 г., когда Моисеенко впервые избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников, началось его стремительное восхождение.

В 1970 г. Моисеенко присваивается звание народного художника СССР; в 1974 г. за цикл картин «Годы боевые» ему присуждена Ленинская премия; в 1976 г. — орден Дружбы народов.

С 1958 г. Моисеенко начал преподавательскую деятельность в ИЖСА в качестве руководителя персональной живописной мастерской. Напряженная педагогическая работа не мешала его собственному интенсивному творчеству и не прекращалась до конца его жизни.

В 1963 г. Моисеенко присвоено звание профессора кафедры живописи, в 1973-м он избран действительным членом АХ СССР. Персональная выставка художника, открывшаяся в марте 1982 г. в ГРМ, показала настоящий масштаб его дарования и невероятную, почти на пределе человеческих возможностей работоспособность.

Традиционно считавшийся мастером тематической картины, Моисеенко раскрывается как одаренный портретист (портреты Н. Н. Золотарева, 1967; художника А. А. Осмеркина, 1970; искусствоведа Г. В. Кекушевой, 1971; «В Старой Ладоге. (Автопортрет с женой)», 1978; «Портрет матери», «Автопортрет», «Портрет жены», все 1979, и др.), автор поэтических пейзажей («Пейзаж. Стежки», «Суздаль», оба 1968; «Цветет яблоня», «Озеро», «Дождик», «Вечер. Старые липы», «Ночной поселок», все 1973; «Зима. Серый день», 1977; «Темные деревья», «Зеленый май», «У пруда», все 1978) и плотно, размашисто написанных натюрмортов («Натюрморт с античным торсом», 1971; «Гитары», 1972; «Натюрморт с жасмином», 1977; «Натюрморт с фреской», 1980, и др.).

И все-таки именно тематическая картина определяет главное направление в творчестве художника. Искусство Моисеенко автобиографично по своей сути. Он изображает то, что пережил, что глубоко вошло в сознание. Уход из родного дома в отроческом возрасте и связанные с этим событием переживания обострили интерес Моисеенко к миру подростков. Он посвящает этой теме круг работ — от явно биографических («Из детства», «У колодца», обе 1979) до многочисленных изображений мальчишек — купающихся, отдыхающих, увиденных в единстве с природой. Знаменательно, что духовно близкого ему С. А. Есенина художник также представил подростком («Сергей Есенин с дедом», 1964).

На протяжении всего творчества главной для Моисеенко остается тема войны, страдания, высоты человеческого духа, трагических потерь и счастья Победы. Он воспроизводит увиденное и пережитое (серия «Этого забыть нельзя», 1960-62; «Матери, сестры», 1967; «Победа», 1970-72; «Ветераны», 1978) и наряду с этим творит иную реальность, создавая удивительный сплав правды и мечты. Через романтическую поэзию Э. Г. Багрицкого, И. П. Уткина, М. А. Светлова воспринял и запечатлел художник эпоху гражданской войны. «Нас водила молодость» (1972-75) — назвал он одну из своих картин, акцентируя внимание на поэзии как источнике вдохновения.

И другие его работы, посвященные теме гражданской войны, также овеяны романтикой поэтического восприятия мира («Красные пришли», 1961; «Товарищи», 1963-64; «Вестники», 1967; «Черешня», «Комиссар», обе 1969; «Песня», 1978-80). Романтическое, возвышенное начало, явно просматривающееся в работах Моисеенко, не случайно. В них, конечно же, нашла отражение личность самого художника, но в не меньшей степени — и атмосфера времени, окрыленных, полных надежд 1960-х гг. с их высоко поднявшейся поэтической волной и песенными ритмами. И что бы в дальнейшем ни писал художник — солнечную Элладу, интеллектуальный Париж или близкую его сердцу Испанию, песенное начало присутствует в его живописи как ритм, поэзия — как атмосфера.

От природы Моисеенко был щедро одаренным человеком. Он не только абсолютно видел цвет, но и абсолютно слышал слово. Его тяга к литературе — не просто дань времени, но и глубинная потребность творческой натуры. Любимый поэт — А С. Пушкин. К его образу художник возвращался постоянно, возможно ощущая некое родство с мятущейся душой поэта («Пушкин в Болдине», 1974; «Пушкин», «Натюрморт с рисунком А. С. Пушкина», обе 1976; «Вечер. Пушкин», 1978) одна из последних значительных работ Моисеенко посвящена Пушкину.

Им создана галерея портретов, натюрморты различной тематики.

Только в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге сохранилось более 200 полотен мастера, значительная часть их находится в личных коллекциях и других музеях.

На доме на Суворовском проспекте в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска.

С сентября 1999 г. в Буда-Кошелевском районе проводится ежегодный пленэр художников в память о Е. Моисеенко. В Буда-Кошелево 25 августа 2007 года была открыта Картинная галерея имени Е. Е. Моисеенко.

Награды и звания:

  • Герой Социалистического Труда (1986)
  • Орден Ленина (1986)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Дружбы народов
  • Ленинская премия (1974, за цикл картин «Годы боевые» («Красные пришли», «Товарищи», «Черешня», «Победа»).
  • Государственная премия (1983, за серию картин «Память» («Из детства», «Ветераны», «Песня», «Память», «Август»).
  • Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина (1966, за картину «Красные пришли»).
  • Народный художник СССР (1970)
  • Народный художник РСФСР (1965).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963)
  • Действительный член АХ СССР (1973)
  • Член-корреспондент АХ СССР (1962)
  • Серебренная медаль АХ СССР (1962)

Библиография:

  1. Александров, И. Мастер кисти, гений цвета / И. Александров // АВАНГАРД. — 2006. — 26 жн.-С.5.
  2. Ананьеў, А. Дзяржава жывапісу Яўсея Маісеенкі / А. Ананьеў // Культура. — 1999. — 14 — 20 жн. — С. 7.
  3. Евсей Моисеенко // Ленинград и ленинградцы. — Л., Лениздат. — 1985. — С. 105 — 111.
  4. Запольскі, А. З кагорты будакашалёўцаў А. Запольскі// Літаратура і мастацтва. — 2003. — 13 чэрв. — С. 14.
  5. Касякоў, А. Рамантыка незабыўных дзён / А. Касякоў // Гомельская праўда. — 1966. — 12 лістапада.
  6. Кекушева, Г. Евсей Моисеенко / Г. Кекушева.- М., 1981.
  7. Клыга, А. Пленэр живописи — это и память о великом / А. Клыга // 100%. — 1999. — 8 июля.
  8. Клыга, А. Пленер — это радость общения / А. Клыга // Гомел. праўда. — 1999. — 8 ліп.
  9. Клыга, А. Уваровичские крылья академика / А. Клыга // 100 %. — 2004. — 17 июня. — С. 17.
  10. Кривенко, И. А. Е. Е. Моисеенко.- Л., 1960.
  11. Ладуцька, К. Землякі вяртаюцца музеямі / К. Ладуцька // Народная газета. — 2002. — 10 ліп. — С. 2.
  12. Майсеенка Яўсей Яўсеевiч // Энцыклапедыя лiтаратуры i мастацтва Беларусi: У 5 — i т. Т. 3. / Рэдкал.: I. П. Шамякiн ( гал. рэд.) i iнш.- Мн.: БелСЭ, 1986. — С. 399.
  13. Майсеенка Яўсей Яўсеевіч // Беларусь: Энцыкл. даведнік / Беларус. Энцыкл.; Рэд. калегія: Б. І. Сачанка ( гал рэд.) і інш., Маст. М. В. Драко, А.М.Хількевіч. Мн.: БелЭн, 1995. — С. 456.
  14. Майсеенка, Я. Я. «Я народжаны беларусам…» : [гутарка з беларускім мастаком] / Я. Майсеенка ; Б. Крэпак // Культура (РБ). — 1998. — 15—21 жніўня. (№ 31). — С. 10.
  15. Мир глазами художника // Авангард. – 2011. – 27 жніўня. – С. 4.
  16. Моисеенко Евсей Евсеевич // Берёзин А. Д. Художники России; 50 биографий. — М., 1994. — С. 15.
  17. Молдавский, Д. Романтик из Уварович Д. Молдавский // Нёман. — 1966. — № 6. — С. 178 — 181.
  18. Отчык, А. На суд гамяльчан / А. Отчык // Гомел. ведомости. — 2002. — 23 июля. — С. 8.
  19. Отчык, А. Пленэр імя Яўсея Майсеенкі / А. Отчык // Культура. — 2002. — 10 — 16 жн. — С. 9.
  20. Пиховкина, Т. Памяти Евсея Моисеенко / Т. Пиховкина // Гомельские. ведомости. — 1999. — 1 июля.
  21. Пленэр имени Евсея Моисеенко // Гомельская праўда. — 2002. — 11 чэрв.
  22. Салахаў, Т. Паэзія героікі / Т. Салахаў // Авангард. — 1974. — 10 сак.
  23. Яцухіна, І. Паэзія фарбаў / І. Яцухіна // Жыццё Палесся. — 1992. — 16 чэрв.
  24. Моисеенко, С. О Евсее Моисеенко – моем дяде / Сергей Моисеенко // Нёман. – 2018. – № 5. – С. 173–182.
  25. Усова, Н. Забытый классик / Надежда Усова // Нёман. – 2018. –  № 5. –  С. 169–172.