Казачков Эдуард Ошерович

Казачков Эдуард Ошерович родился 5 октября 1933 г. в Гомеле.

Биография:

В Гомеле получил первоначальное образование. После окончания в 1957 г. Института военных дирижеров в Москве был распределен в Гродно. Работал военным дирижером, а в 1962 – 1967 гг. преподавал еще и в музыкальном училище. Потом поступил в Белорусскую государственную консерваторию (класс композиции А. Богатырева) и совмещал учебу со службой в армии. Первым крупным произведением стала симфония “Памяти Веры Хоружей” (дипломная работа). Среди инструментальных произведений наиболее известными стали Соната для скрипки и фортепиано, Струнный квартет. Он также пробовал работать в жанре кантаты, сочинять музыку для духового оркестра. В 1968 – 1973 гг. Казачков Э.О. был напрвлен в служебную командировку в Чехословакию, где работал в качестве военного дирижера Группы советских войск. Потом был откомандирован в Хабаровск, где исполнял обязанности начальника военно-оркестровой службы. (1974 – 1987 гг.) Здесь же, на Дальнем Востоке, в его творчестве появляются новые темы, навеянные свежими впечатлениями (сюита “Таежный автограф” – о строителях БАМа, увертюры для симфонического оркестра “Партизаны Приамурья” и “Молодежная” и др.) В это же время композитор продолжал освоение жанров вокально-симфонической музыки, сочинял произведения для духовых инструментов: пьесы, марши, баллады, увертюры (Концертное скерцо, Праздничная увертюра, Праздничный марш). Центром интересов композитора стали оратория, кантата, сюита, поэма. Постоянным успехом у любителей музыки пользовались вокально-симфонические произведения, кантаты. Некоторые из них были представлены на различных музыкальных конкурсах и были удостоены наград. Эдуард Ошерович начал, также, плодотворно работать в области хоровой музыки и оперном жанре. Тема родного края проходит красной нитью во многих хоровых произведениях (сюита “Времена года” и др.) Не остается без внимания композитора и детская аудитория. Им адресованы многочисленные оперы, музыкальные комедии, сказки, которые проникнуты искренностью, образностью, доверительным тоном. Автор создает очень много произведений в жанре симфонической, камерно-инструментальной музыки, появляются также и песни. Это Молодежная увертюра, Струнный концерт № 2, цикл фортепианных миниатюр. Некоторые из них имеют национальную тематику. Созданные им песни выделяются своей мелодичностью и яркой образностью. В 1987 г. Эдуард Ошерович возвратился на Родину, в Беларусь и стал работать в Минске. Можно сказать, что с этого времени начался второй белорусский период в его творчестве. Он пишет очень много произведений для детей и юношества, интенсивно работает в жанрах хоровой музыки. Активно сотрудничает с поэтом В. Жуковичем и создает детскую оперу “Пра тое, што было” и музыкальную сказку “Два Маразы”. Композитор также обращается к народному инструметарию, осваивает его специфику и создает концертную фантазию “Вяснянка” для дуэта цимбал и духового оркестра. Для всего творчества Э. Казачкова характерна опора на классические традиции. В 1994 г. Э.О. Казачков эмигрировал. Живет в Израиле. В феврале 2002 г. по инициативе ашдодского белорусского землячества был создан творческий коллектив «Осэ шалом» (“Творю мир”), который возглавил Э. Казачков. За время работы коллектив стал дважды лауреатом Всеизраильского фестиваля «Фронтовики, наденьте ордена». В мае 2009 года «Осэ шалом» стал лауреатом Всеизраильского фестиваля песни на идиш, посвященного 150-летию со дня рождения писателя Шолом-Алейхема.

Работы автора (библиография):

Соч.инения: для солиста, хора и симф. орк. — кантаты: Моя Беларусь (сл. А. Харкевича, 1967), баллада Ленин пришел навсегда (сл. М. Сеидова, 1969), Белорусская береза (сл. нар., 1972), поэма Земля (сл. Д. Терещенко, 1968), Акварели (сл. В. Шульжика, 1976); для симф. орк. — картина Свята (1966), Симфония (1968), сюита Приамурье (1974); для трубы и симф. орк. — Концертино (1968); для струн. орк. — Симфониетта (1973); для дух. орк. — сюиты: Зимние картинки (1966), Белорусская мозаика (1972), поэмы: Беларусь (1968), Двенадцать (1970), Крепость над Бугом (1972), увертюра Партизаны Приамурья (1975); для во к. ансамбля и дух. орк. — Поэма о комсомольце-буденновце (сл. Н. Кооля, 1974); струн. квартеты — I (1968), II (1976); для квартета дух. инстр. — Русские напевы (1966); для скр. и ф-п. — Соната (1967); вок.-хореографич. сюита Проводы (1971); для голоса и ф-п. — циклы: Школьная кантата (сл. В. Шумилина, 1974), Думки (сл. А. Гурло, 1975), Мое счастье (сл. Р. Бернса, 1975); для хора — баллада Граница (сл. В. Степанова, 1974), циклы: Корчагинское племя (сл. В. Захарова, 1975), На краю России (сл. П. Комарова, 1976); для голоса и ф-п. — романсы на сл. Р. Бернса, С. Есенина; хоры на сл. Н. Берестина, В. Корызна, Г. Шутенко и др.; песни на сл. А. Бондаренко, П. Бровки, С. Граховского, В. Шульжика, В. Захарова, П. Приходько, С. Острового и др.; музыка к драм. спектаклям, в т. ч. «Я присягал Родине» А. Струнина (1968), «Жужа из Будапешта» Л. Жуховицкого (1976).

Об авторе (библиография):

  1. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 7 / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн.: БелЭн, 1998. — С. 424.
  2. Григорьев, Л.Г. Советскме композиторы и музыковеды: справочник: В 3 т. Т.2. / Григорьев, Л.Г., Платек, Я.М. – Москва, 1981. – С. 10 – 11.
  3. Мдзівані, Т.Г. Кампазітары Беларусі / Т.Г. Мдзівані, Р.І. Сергіенка. – Мінск: Беларусь, 1997. – С. 158 – 164.
  4. Мнацаканаў, В. Яшчэ адно імя / В. Мнацаканаў // Літаратура і мастацтва. – 1990. – 9 сакавіка. – С. 11.